М.А. Шенкао. Основы философской танатологии

Благодаря ему срабатывает инстинкт самосохранения в угрожающих для жизни обстоятельствах. Но есть люди — и по сути их немало, — которые испытывают излишнюю боязнь перед смертью. Эти мысли становятся навязчивыми и порою неконтролируемыми, что впоследствии может привести к постоянному паническому страху фобии. Причин тому множество, но я приведу лишь ту, которая, на мой взгляд, является основой для появления других. Это переоценка ценностей - уход от внутреннего духовного к внешнему материальному. Наше сегодняшнее общество разорвало связь с древним таинством смерти — оно страшиться её и превращает саму тему в запретную; зато взамен нам предлагают стать богаче и лучше?! В итоге мы кое-что приобретаем, но что-то и теряем

Пляска смерти

Жизнь проходит на фоне непрекращающегося призыва: Дионисий Картузианец в Наставлении дворянину поучает: Конечно, и ранее вера постоянно заставляла всерьез задумываться о смерти, однако благочестивые трактаты раннего Средневековья касались только тех, кто полностью порвал с миром.

выложили экспонаты выстав- ки «Зигмунд Фрейд: конфликт и культура», анатомией и смертью», но проект «Патологическая анатомия» довольно быстро и обзавелся библиотекой разнообразной макабрической литературы. обида, страх перед внешним миром и потребность в образах, которые.

Иоффе российский историк, искусствовед полагает, что слово"" употреблено здесь не столько в его производном и более позднем значении"мирного марша","хоровода","кружения","пасторали", сколько в исконном значении"борьбы","схватки","драки". Действительно, в словаре современного французского языка, помимо общеупотребительных значений слова"" -"пляска","танец", - можно найти и другое, присущие ему в разговорном контексте значение"драки","боя","схватки", значение, вполне совпадающие с тем, какое приписывает ему И.

Новая этимологическая трактовка позволяет российскому исследователю иначе объяснить скрытый смысл, заключенный в анализируемом им словосочетании"", - объединение и взаимная обусловленность веселья и скорби. Словосочетание"пляска смерти" указывает на связь смерти с тризной: В отличие от И. Арьес французский историк анализирует последнюю составляющую словосочетания"".

Арьес предлагает следующую этимологию интересующего его термина: Нет ничего удивительного в том, что к началу в. Память о связи Маккавеев с культом мертвых долго еще жила в народном благочестии". Подобные образы смерти объединяются в самостоятельный мифпоэтический ряд, отдельный от догматики христианства и отчасти дублирующий функции ее персонажей например,Смерть-судия на порталах Парижского, Амьенского и Реймсского соборов вместо судии-Христа.

В других же случаях, их большинство, изображения смерти основаны на библейском повествовании Смерть побежденная — Кор.

Современная ситуация характеризуется кризисами рациональности, идентификации, науки, культуры и др. Поиски выхода из совокупности кризисов осуществляются как на уровне элитарной, так и на уровне массовой культуры доступными средствами и в понятных формах. Отечественная и зарубежная философская мысль Ж. Культура макабра синтезировала традиционные идеи о бренности всего живого, включенного в круговорот природы, картины угасания жизни и новые образы воплощения смерти. Острый и поражающий воображение образ смерти становится ведущим в духовной культуре, искусстве и повседневной жизни.

Макабрическая тематика представала в надгробиях, фресках, театрализованных проповедях, иллюстрациях к часословам, в хранении атрибутов смерти и др.

«макабрической культуры» в социокультурной характеристикой является коллективность смерти, отражающая страх перед.

Смена мировоззренческих парадигм и отношение к самой постмодернистской парадигме как к погружению в хаос вследствие признания внутри себя равноправного существования различных мировоззренческих подходов, были восприняты как начало разрушения существующего порядка. Поиски нового фундаментального основания культуры и общества обусловливают востребованность исследования пограничных эпох и соответствующих им типов культуры с целью выявления выработанных и апробированных механизмов снятия напряженности, порождаемой пограничным характером эпохи.

В связи с этим важной задачей философии культуры является выделение эпохи, находящейся в корреляции с современной эпохой по большему количеству оснований и по общности и глубине прорабатываемых проблем. К наиболее актуальным проблемам современности относится особенность рефлексии над проблемой смерти, охватившей различные уровни и сферы культуры.

Анализ сущности, функциональных ролей репрезентации смерти, определение характера влияния данных образцов рефлексии над смертью на личность и общество, а также выявление тенденций ее трансформаций являются актуальными, поскольку отношение к смерти выступает индикатором преобразований, происходящих в индивидуальном и общественном сознании.

Особую актуальность приобретает исследование данной темы для современной России, находящейся в состоянии мировоззренческой неопределенности и испытывающей как влияние, с одной стороны, собственных традиций в виде возрождения Православия, а с другой — язычества, так и интенсивное внешнее культурное воздействие. Поиск ценностных ориентиров проходит в условиях активного внедрения образцов западной культуры, построенной на фундаменте философии постмодернизма, оказавшей существенное влияние на репрезентацию смерти.

Актуальность анализа репрезентации смерти в философском ключе продиктована также обилием эмпирического материала и сравнительно небольшим числом философских обобщений по теме. Имеется значительное количество исследований по проблеме осмысления смерти в исторических типах культур и работ, анализирующих данную проблему с философских позиций в контексте культуры постмодерна.

Иконография"пляски смерти". Одна историческая параллель

Издательство Уральского университета, Человек становится главным врагом самого себя. Установлена связь греха с бедствиями, насылаемыми разгневанным Богом. Самоуничижение и Страх стали внутренней формой европейской цивилизации в начале Нового времени. Автор декларирует свое личное Материал, собранный Делюмо для демонстрации центрального тезиса, поистине огромен.

средневековых образов смерти и культуры макабрического, равно как и феномена смерти в появляется страх перед будущим.

По мнению крупнейших культурологов в. Вовеля, представления о смерти и жизни являются наиболее значимым показателем, отражающим этапы развития человеческого сознания. Обращение к столь необычной до недавнего времени тематике потребовало от ученых не только разработки оригинальных методик исследования, но и включения в поле исследовательской практики нетрадиционных источников, в числе которых оказалась также иконография"пляски смерти". Тема"" появляется в западноевропейском искусстве в в.

На фресках, гравюрах, в стихах, танцах, пантомимах, театральных мистериях, в скульптурных изображениях на порталах готических церквей и соборов смерть в образе скелета вступает в танец со своим партнером. Сохранившиеся гравюры и фрески французских и немецких мастеров среди них работы Г.

Что такое «макабр»? Одержимость смертью в культуре Позднего Средневековья

Найти выбранное Пляска смерти как один из параметров коллективного сознания и компонент картины мира В процессе становления современной историко-культурологической мысли в исследованиях отечественных и зарубежных ученых все большее место занимают проблемы, связанные с осмыслением важнейших констант человеческого бытия: По мнению крупнейших культурологов в. Вовеля, представления о смерти и жизни являются наиболее значимым показателем, отражающим этапы развития человеческого сознания.

На фресках, гравюрах, стихах, танцах, пантомимах, театральных мистериях, в скульптурных изображениях на порталах готических церквей и соборов смерть в образе скелета вступает в танец со своим партнером.

Ключевые слова: смерть, Средневековье, массовая культура, макабр, смерть Макабрическая тематика представала в надгробиях, фресках, . Арьес, Ф. () Человек перед лицом смерти: пер. с фр. Делюмо, Ж. () Грех и страх: Формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII-XVIII вв.).

Именно в это время восприятие смерти становится особо острым и поражает воображение, ее образ получает неведомую ранее трактовку, а в быту происходит модификация старых и создание новых ритуалов. Эта тема становится одной из ведущих как в духовной культуре, искусстве, так и в повседневной жизни. Возможно, оно было принесено из крестовых походов.

По некоторым версиям, оно происходит от арабского слова, означающего гробницу, могилу. Понятие материализуется, превращается в культурную форму, переживающую подлинный расцвет в 15 в. Макабрическая культура вбирает в себя идеи, образы, атрибутику смерти. Этот феномен стал настолько емким и значимым, что в нем 30 Таков был въезд Людовика в Париж в г. . В нем сочетается несколько идей. Старая, хорошо знакомая еще античному миру мысль о бренности всего живого постоянно присутствует в христианской и светской литературе, церковных проповедях.

Мотив об утрате былого великолепия слышится, например, в латинских стихах 12 в.: Что с ними сталось?.. Имя порожнее нам лишь осталось

Амбивалентность отношения к смерти во второе средневековье и в массовой культуре постмодерна

Причем плясали только мертвецы, живые находились в покорном оцепенении. Это еще не изображение Смерти. Это труп, мертвец, не скелет, а мертвое тело, с втянутым, вспоротым животом. Мертвец, вовлекающий в смертельную пляску все сословия, все слои общества, людей всех возрастов и званий.

Одержимость смертью в культуре Позднего Средневековья напоминать о бренности всего сущего с помощью педагогики страха и отвращения. Но как макабрические сюжеты ворвались в иконографию, как они были . и не имеет прямых или косвенных обязательств перед Пользователем в связи с.

В этой статье мы попытаемся сопоставить различные интерпретации"пляски смерти", предложенные в произведениях Й. Арьеса и российского культуроведа И. Ставя перед собой научные задачи, эти ученые подходили к интересующей нас теме с разных методологических позиций. Не менее важным является то, что они предложили самостоятельные варианты интерпретации"" в разное историческое время: Хейзинга - в г. Иоффе - в гг. Арьес - в середине гг.

Высказывания и рассуждения Й. Арьеса по поводу"пляски смерти" в сущности не выходят за пределы общего тематического и проблемного поля. Историки обсуждали следующие вопросы: Термин"" не имеет буквального перевода; его этимология не может считаться окончательно установленной [4]. История проникновения во французский язык слова"", а также возникновение странного словосочетания"пляска смерти" до сих пор является предметом оживленных дискуссий между историками и филологами различных направлений и школ.

С.Н. Лазарев