Концептуализация понятия «страх» в немецкой и русской лингвокультурах

Человек в себе умеет молчать Точка горечи немая выступает [17, с. В поэтической концепции Дягилевой молчание — позитивная категория, противопоставляемая лживому, фальшивому говорению: Молчание также является средством избежать наказания: Ты молчи, что мы гуляли по трамвайным рельсам . Реакцией на страшное, на испуг помимо крика выступает также попытка спрятаться, укрыться от опасности: Укрыться упрошу за Лысою горой С. А злая метель обязала плясать на костре С. В содержании дягилевских текстов присутствует и так называемый социальный страх: Я неуклонно стервенею с каждым шагом С. Нас убьют за то, что мы с тобой гуляли по трамвайным рельсам С.

(. )

Хабаровский государственный педагогический институт, , факультет иностранных языков, специальность: Членство в профессиональных ассоциациях: Английский язык для экономистов:

Но самый главный страх в нашей жизни – это Страх Смерти или его видимо, потому, что исследователи, ученые в этой области сами в этом . Это один из таких крупных концептуальных проектов, которые.

Инстинктивно- обусловленная Для тревоги и для многих форм страха в большинстве случаев характерен следующий ход мысли: Например, человек, завидев вдалеке собаку, вспоминает, что когда-то его уже кусала собака, и у него возникает страх перед повторением подобной ситуации. Или однажды чиновник получил разнос от начальника. Теперь, заходя в кабинет шефа, он испытывает сильный страх в ожидании очередного нагоняя.

При этом человек может испытывать страх и тревогу по поводу событий, которые случились не с ним, а с другими людьми или вообще были выдуманы. Например, несколько лет назад, узнав об эпидемии атипичной пневмонии в Китае, многие люди в России испытывали сильный страх заболеть ею. Страх и желание Согласно постулатам психологии страх и желание — это родственные, взаимосвязанные, вытекающие одно из другого явления.

Биологической обусловленности онтогенеза эмоций Ч. Эмоции - врожденные, наследственно заданные стереотипные реакции организма, биологически обусловленная генетическая программа. Невозможность целенаправленного влияния на эту сторону психической жизни, ограничение внешних факторов и педагогического влияния на эмоциональную сферу ребенка Социальной обусловленности онтогенеза эмоций Э. Любые эмоциональные проявления детей - результат предварительного научения, воздействия социального окружения.

ВП СССР, КОБ, ДОТУ2 Абсолютная концептуальная война. Данная книга – описание КОБ в области противостояния двух концепций. .. частично, что формирует образ ужаса, страха, перед всем количеством.

Проблема страха в работах философов прошлого……………………………5 3. Страх в психологической структуре человека………………………………. Страх в массовом сознании……….. Страх перед ответственностью и свободой………………………………… Страх диктатуры как форма социального страха…………………………….. Социальный страх в России……………………………………………………. Заключение………………………………………………………………………37 Страх… Кому не известно это состояние? От внезапно нахлынувшего, парализующего волю чувства до продолжительного ощущения беспокойства и тревоги, сопровождающегося бессонными ночами, стремлением во что бы то ни стало забыться, прогнать прочь неприятные впечатления… Тема социального страха отнюдь не нова в историко- философском отношении.

Выяснилось, что и политики, и учёные обществоведы не смогли не только предвосхитить, но и объяснить уже сложившиеся тенденции возникновения и развития социального страха. А вместе с тем, повсеместно возникающий и резко усиливающийся в переломные моменты развития общества социальный страх тиражируется, видоизменяется и, никуда не исчезая, загоняется вольно или невольно в сферу подсознательного, заставляя человека закрываться от устрашающего мира инструкциями, глухими заборами, молчаливостью и равнодушием, уходом в себя или в религиозные иллюзии.

Разумеется, у каждого человека конкретные причины испытывать страх могут быть бесконечно разнообразны.

Тематизация страха в концепции у. бека

Актуальность настоящего исследования обусловлена двумя основополагающими представлениями европейского языкознания: Расширение исследований в области лингвокультурологии во многом объясняется сменой парадигм в лингвистике. Современный этап развития научной мысли характеризуется важнейшим методологическим сдвигом в сторону гуманитарного знания.

концептуализирующими отдельные области нашей жизни посредством переноса Метафора Эмиса FEAR IS A BULLY представляет нам страх как Интереснейший случай концептуальной метафоры из романа Эмиса.

Модели эмоций выстраиваются исследователями на основании анализа языковых средств метафорических и метонимических выражений , имеющихся в языке для описания соответствующих эмоций см.: Страх является одним из базовых культурных концептов, обладающих значимостью как для отдельной личности, так и для конкретного лингвокультурного сообщества. Объектом лингвистических исследований являлась специфика концепта страх в сопоставлении русской и французской [4, 7], русской и немецкой [9], русской и английской [5] лингвокультур.

Проведенные исследования во многом позволили определить национальное своеобразие данного концепта. Тем не менее, необходимо рассмотреть процесс формирования структуры концепта, описать его в диахронии. В настоящем исследовании описывается специфика концепта страх в древнерусский период. В древнерусском языке существовало разнообразие моделей с семантикой страха: Я боюсь; 2 наречно-предикативная модель: Мън страшьно; 3 адъективная модель:

Когнитивная сущность метафоры

В настоящее время в гуманитарных науках в связи с повышенным интересом к роли культурной личности все большее внимание уделяется анализу концептов — слов, несущих в себе потенциальный заряд огромного опыта предшествующих поколений, культуры и менталитета всего народа. Степанов определяет концепт как микромодель культуры. Следовательно, концепты — это одновременно элементы культуры и ключи к ее пониманию. Благодаря их анализу мы познаем культуру народа.

Совокупность концептов составляет национальную концептосферу. Важной проблемой исследования менталитета народа и его национальной картины мира является установление существующих в его концептосфере ключевых культурных концептов.

Чудакова Наиля Муллахметовна. Концептуальная область"неживая природа" как .. Ощущение неуверенности, спертого воздуха, глухого страха перед.

Это то, на что мы реагируем страхом, тревогой, обеспокоенностью сразу, не задумываясь с этим страхом бороться тяжелее всего, поскольку он не поддается рационализации и интеллектуальному анализу; на него возможно влияние лишь с помощью волевых усилий. Стимулы, производные от естественных: Это те стимулы, перед которыми страх несознателен, но мы его иногда стремимся объяснить и устранить с помощью компенсации и самореализации. Культурные стимулы, которые при более близком рассмотрении оказываются связанными и с естественными детерминантами, замаскированными разными формами неправильного толкования, рационализацией, проекцией, например: Концепты актуализируются в языковой практике, воплощаются в текстах, с опорой на какие исследователи строят свои описания.

Бесспорно, актуализация концепта зависит от его семантики и структуры, потому что является их развертыванием. Однако, между концептом и его актуализацией нет тождественности. Прежде всего, с методологической точки зрения именно разграничения между концептом и его актуализацией позволяет использовать количественные методы исследования, которые в рамках"энциклопедического" подхода к описанию концепта оказываются непригодными.

А поскольку тексты, в которых актуализируется концепт, отображают социокультурные и политические условия эпохи, подобный подход дает возможность рассмотреть внеязыковые процессы как факторы развития концептосферы, обнаружить некоторые важны аспекты взаимодействия между концептуальной картиной мира и широким культурным контекстом.

Наконец, именно количественные исследования актуализации концепта способны проявить те действия культурного контекста на языковую картину мира, которые не находят прямого отражения в структуре концепта, не закрепляются в ней, а следовательно, позволяют сделать описание того или другого концепта более глубоким, многомерным, обнаружить новые аспекты его функционирования и развития, которые нельзя обнаружить при"энциклопедическом" подходе.

Любая актуализация концепта является употреблением пучка признаков, которые формируют прототип, к конкретной ситуации или конкретному феномену, то есть является актом категоризации.

Концепт метафизического страха () в немецкой философии

Психолингвистические проблемы семантики слова. Ольшанский , фразеология, текст: Исторические корни волшебной сказки. Санкт-Петербургское философское общество,

Детальный анализ концептуальных метафор принадлежит Дж. Ла- коффу1. сущность метафоры состоит в проекции одной концептуальной области в другую, связанное с домом отца и отнюдь не вызывающее страха (Afraid .

Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание Количество траниц: Основные понятия и задачи лингвокультурологических исследований. Понятие концепта и концептуальный анализ в лингвокультурологии 1. Способы символизации и средства языковой концептуализации эмоций. Методологический аппарат филологической герменевтики. Методологические основания данного лингвокультурологического исследования.

Выводы по Главе Глава 2. Выводы по Главе 2.

Основные формы страха: исследование в области глубинной психологии

Источники примеров и принятых сокращений Приложение Введение В лингвистическом мире все больше внимания уделяется изучению проблем эмотиологии взаимосвязи языка и эмоций. Лингвистика в течение долгого времени занималась в основном вопросами интеллектуального в языке, игнорируя тот факт, что именно эмоции регулируют процессы поведения и определяют то, как человек интерпретирует окружающий мир, воспринимает и порождает речь.

Начиная с этого времени и до сегодняшнего дня, накопилось большое количество исследований, связанных с отражением эмоций в языке, с эмоциональными характеристиками слова и текста, эмотивными смыслами и эмоциональными доминантами текста, эмоциональными концептами и метафорами: Лингвисты, занимающиеся проблемами текстолингвистики, акцентируют внимание на том, что любой художественный текст облигаторно воспроизводит эмоциональную жизнь людей; что целью речевой деятельности людей в большинстве случаев является эмоциональный контакт или аффектация чувств.

Концептуальный анализ страха в английском и даргинском языках Текст научной . пространственных отношений на непространственные области.

Синонимический ряд слова страх в русскоязычной лексикографии. Синонимический ряд слова в англоязычной лексикографии. Невербальные маркеры страха и их вербализация в художественной коммуникации: Выводы по Главе . Введение диссертации год, автореферат по филологии, Зайкина, Светлана Владимировна В лингвистическом мире все больше внимания уделяется изучению проблем эмотиологии взаимосвязи языка и эмоций. Начиная с этого времени и до сегодняшнего дня, накопилось большое количество исследований, связанных с отражением эмоций в языке, с эмоциональными характеристиками слова и текста, эмотивными смыслами и эмоциональными доминантами текста, эмоциональными концептами и метафорами: Лингвисты, занимающиеся проблемами текстолингвистики, акцентируют внимание на том, что любой художественный текст облигаторно воспроизводит эмоциональную жизнь людей; что целью речевой деятельности людей в большинстве случаев является эмоциональный контакт или аффектация чувств.

Естественно, в художественном тексте эмоции не наблюдаются прямо, а только через специфические языковые знаки, которые материальны, наблюдаемы и служат для манифестации эмоций. Известно, что эмоция по своей сути невербальна, однако в рамках психолингвистики и эмотиологии говорят о вербализации эмоции. Как правило, наблюдается значительный разрыв между сложностью эмоциональных переживаний и экспрессивными возможностями художественного творчества, поэтому процесс самовыражения практически никогда не достигает своей полной реализации.

Страх входит в список фундаментальных эмоций .

Вы точно человек?

Постоянно изменяясь, он сопровождает нас от рождения до смерти. История человечества от прошлого до настоящего состоит из попыток преодолеть, уменьшить, пересилить или обуздать страх. Магия, религия и наука прилагают усилия для этого. Посвящения себя Богу и любви, исследование законов природы, аскетический образ жизни и философское познание едва ли устраняют страх, но помогают его переносить и, может быть, делают более плодотворным наше развитие.

Надежда на возможность прожить без страха остается иллюзией; он содержится в нашем существовании и является отражением нашей зависимости и нашего знания о неизбежности смерти. Мы можем только пытаться противопоставить развитию страха наше мужество, доверие, знания, силу, надежду, покорность, веру и любовь.

Исходя из этого, получается, что концептуальная фотография . Кадников возвращает фотоискусство в область воображения, это первое, было участие Кадникова в арт-проекте «Начистоту: радости и страхи.

Для классического психоанализа проблема страха — это сосредоточение многообразных вопросов, ответы на которые должны пролить свет на душевную жизнь человека. Приступив к осмыслению проблемы страха, З. Фрейд провел различие между боязнью, испугом и страхом. В его понимании боязнь означает определенное состояние ожидания опасности и приготовления к ней, если даже она неизвестна. Испуг — состояние, возникающее при опасности, когда человек к ней не подготовлен. От испуга человек защищается страхом.

Страх предполагает объект, которого боятся. Готовность к страху целесообразна, развитие страха нецелесообразно. Обратившись к рассмотрению страха как такового, З. Фрейд провел различие между реальным и невротическим страхом. Реальный страх — это страх перед известной человеку опасностью. Он рационален, представляет собой реакцию на восприятие внешней опасности, является выражением инстинкта самосохранения. В отличие от реального невротический страх связан с опасностью, неизвестной человеку.

Он возникает на основе восприятия внутренней, а не внешней опасности.

Родовые поместья. Что такое биотоп?